О применении контрольно-кассовой техники

О применении контрольно-кассовой техники
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО


от 28 мая 2004 г. N 33-0-11/357@
О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами
В связи с многочисленными запросами налоговых органов о применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации (письмо Минфина России от 06.05.2004 N 04-01-14/2-59) обязанность по применению контрольно-кассовой техники, согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее – Федеральный закон), возложена на организации и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. К ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут привлекаться только организации торговли либо иные организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы либо оказывающие услуги, а равно граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Между тем согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее – Закон об адвокатуре) и статьям 1 и 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате адвокатская и нотариальная деятельность не являются предпринимательской. В отличие от предпринимательской деятельности, которой граждане вправе заниматься с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, к осуществлению адвокатской деятельности он вправе приступить с момента присвоения статуса адвоката и регистрации территориальным органом юстиции, а к деятельности нотариуса – с момента его назначения на должность нотариуса органом юстиции. Целью адвокатской и нотариальной деятельности является реализация предусмотренного статьей 48 Конституции Российской Федерации права каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, то есть защита прав, свобод и интересов юридических и физических лиц. Поэтому результаты такой деятельности не могут рассматриваться как продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг с целью извлечения прибыли.
В соответствии со статьей 20 Закона об адвокатуре адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность в следующих формах адвокатских образований: адвокатский кабинет – индивидуальная форма адвокатской деятельности; коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация – коллективные формы организации адвокатской деятельности.
Адвокатские образования, являющиеся некоммерческими организациями, обеспечивают условия для осуществления профессиональной деятельности своих членов-адвокатов. При этом, в соответствии с подпунктом пятым пункта 1 статьи 7 Закона об адвокатуре, профессиональной обязанностью адвокатов – членов указанных организаций является отчисление за счет полученного вознаграждения средств в установленных размерах на содержание соответствующего адвокатского образования. Для адвокатских образований эти средства являются целевым финансированием, а не платой за услуги, оказываемые адвокатам. При этом средства, перечисляемые в обязательном порядке доверителями на банковский счет или вносимые в кассу адвокатского образования, являются платой за юридическую помощь, оказанную адвокатами, а не адвокатским образованием.
За оказанную юридическую помощь адвокат получает вознаграждение на условиях соглашения, заключенного между ним и доверителем. Законодательство предусматривает также случаи оплаты его деятельности из средств бюджета. С учетом публично-правового статуса адвоката и особенностей его деятельности действующее законодательство предусматривает и ряд налоговых льгот. Аналогичным образом определяют правовой статус нотариусов и их положение в правовой системе государства Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и нотариусы отнесены Налоговым кодексом Российской Федерации (абзац четвертый пункта 2 статьи 11) к категории индивидуальных предпринимателей только для целей Налогового кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 6 июня 2002 г. N 116-О отметил, что "данное в Налоговом кодексе Российской Федерации определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в пункте 2 статьи 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного регулятивного значения – как норма прямого действия – абзац четвертый пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации не имеет.". Между тем Федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах не относится, поскольку предметом его регулирования являются не налоговые отношения, а публично-правовые отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного выше Минфин России разъясняет, что адвокатские образования (в том числе адвокатские кабинеты) и нотариусы при осуществлении деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не подпадают под сферу действия Федерального закона о применении контрольно-кассовой техники и не должны использовать при осуществлении такой деятельности контрольно-кассовые машины.
Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный государственный советник налоговой службы РФ II ранга
С.Н.ШУЛЬГИН

В связи с Депутатским запросом Заместителя Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам A.M. Макарова от 17.02.05 № МАМ – 45 Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России рассмотрел обращение Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и сообщает следующее.
Федеральный закон от 12.10.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) не наделяет Банк России правом толкования норм федеральных законов в области валютного регулирования и валютного контроля, и, соответственно, правом давать комментарии относительно возможности осуществления резидентами тех или иных валютных операций.
Вместе с тем, считаем возможным изложить свою позицию по поставленному в Вашем обращении вопросу.
Согласно части 3 статьи 21 Федерального закона № 173-ФЗ объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентам или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ) адвокатская деятельность не является предпринимательской. Юридическая помощь оказывается адвокатом доверителю на основе соглашения, представляющего собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (статья 25 Федерального закона № 63-ФЗ). За оказываемую юридическую помощь доверителем выплачивается вознаграждение, которое, согласно пункту 6 статьи 25 Федерального закона № 63-ФЗ, подлежит обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением. За счет получаемого вознаграждения адвокат осуществляет профессиональные расходы на общие нужды адвокатской палаты, содержание соответствующего адвокатского образования, страхование адвокатской ответственности и иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности (пункт 7 статьи 25 Федерального закона № 63-ФЗ).
На основании изложенного полагаем, что адвокаты не являются субъектами рассматриваемых правоотношений, поскольку не обладают статусом индивидуальных предпринимателей. Также представляется обоснованной позиция, согласно которой вознаграждение в иностранной валюте, поступающее адвокату от доверителя (нерезидента), по заключенному между ними соглашению об оказании юридических услуг, зачисляемое в обязательном порядке на валютный счет адвокатского образования (юридического лица – резидента) не может рассматриваться в качестве валютной выручки последнего в контексте части 3 статьи 21 Федерального закона № 173-ФЗ, поскольку является личным доходом адвоката.

Директор Департамента Е.И.Ищенко

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 25 сентября 2008 г. N 22-12/090571
ККТ и прием наличных денежных средств в кассу адвокатского образования
Контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном в Законе N 63-ФЗ, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
За оказанную юридическую помощь адвокат получает вознаграждение на условиях соглашения, заключенного между ним и доверителем.
На основании пункта 6 статьи 25 Закона N 63-ФЗ вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.
Организация наличного денежного обращения на территории РФ, а также функции по определению порядка ведения кассовых операций возложены на Банк России.
Нормативными правовыми документами, регулирующими наличное денежное обращение в РФ и определяющими порядок ведения кассовых операций, являются:
- Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.98 N 14-П;
- Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40.
Согласно пункту 13 Порядка прием наличных денег в кассу производится по приходным кассовым ордерам.
Таким образом, оформление кассовых операций в адвокатских образованиях, в том числе при приеме в кассу адвокатского образования вознаграждения, выплачиваемого адвокату, производится по приходным кассовым ордерам с указанием назначения вносимых средств и выдачей квитанции к приходному кассовому ордеру, подтверждающей прием наличных денег.

Заместитель руководителя Управления
советник государственной гражданской службы 2-го класса
Е.А. Останина
 

Наш журнал

Свежий номер журнала

Голосование

Вы читаете "Вестник АПСК"




Результаты голосования